Сен-Готард

Сен-Готард-это перевал обеспечивающий кродчайший путь через Центральные Альпы. С полным основанием его можно назвать жизненно важной артерией Европы. Соединяя долину Ройса, текущего на север в Рейн, и долину Тичино текущей на юг в По, он самым коротким образом связывает южную Германию и северную Италию. Расположеный на высоте 2108 м, он находится существенно ниже, чем другие проходы, которые поэтому остаются дольше закрытыми зимой или в плохую погоду в метели и снегопад.
Интересно, что Сен-Готард стал важной транспортной артерией сравнительно недвно. Римляне им не пользовались, предпочитая более западные проходы, такие, как Большой Сен-Бернар или Mons Jovis. Им не пользовались и после падения Римской империи на Западе, несмотря на оживленную миграцию с севера на юг. Трудность представлял короткий участок верховьев Ройса, где на протяжении примерно 3 километров на север от современного Андерматта, расположено ущелье с крутыми скалами. Это Шоллененское ущелье, верхний вход в которое-просто утесы, делал совершенно невозможным движение по Сен-Готарду, пока, наконец, не были проведены масштабные инженерные работы. Работы начались где-то после 1200 г. н. э. Над входом в ущелье взметнулась изумительная арка Чертового моста, высокая конструкция которого была, должно быть, не менее сложна, чем своды готического собора. Самый крутой участок ущелья, каменные глыбы, известные как scаlionеs или Sсhollеn были стесаны, затем поставили опоры для деревянных платформ над выступами. Так что к 1300 году, когда приют в верхней части прохода был посвящен Св.
Готарду, епископу далекого Хильдесхейма, люди потекли через проход размеренно и непрерывно.
Затем в течении примерно 600 теплых сезонов дорога Сен-Готарда служила (с июня по ноябрь) главным путем Европы с севера на юг. Пилигримы, купцы или солдаты преодолевали 60 миль нелегкого пути в гору (от Альтдорфа в верховьях озера Люцерн до Биаски в верховьях Левантины) в четыре- пять переходов. Его южный отрезок через мрачную Валль Тремола, или "Долину дрожи" (где добывают прозрачный камень тремолит) был едва ли легче Чертового моста. По извилистой тропе могли пройти только мулы с грузом, пешеходы и носильщики. До того, как этот путь был расширен в 1830 году, только англичанин Чарльз Гренвиль преодолел его, так сказать на колесах: он на пари (в 1775 году) нанял швейцарских солдат и те пронесли его фаэтон на своих плечах. Открытие Сен-Готарда имело важные сратегические последствия. Оно в особенности оживило швейцарский кантон Ури, охранявший проход, а через него и Швейцарскую конфедерацию в целом. Теперь армии могли быстро пройти из Германии в Ломбардию, чем воспользовались многие императоры, но с особым блеском-солдаты Суворова в 1799 году.
Не меньшее значение имело и строительство Сен-Готардской железной дороги в 1882 году. Тогда в верхней части прохода построили пятнадцатикилометровый главный туннель и 80 меньших туннелей. В знаменитом Pffаfеnsprung "Прыжке пастора" над Гошенен начинается спиральный железнодорожный путь, где поезда сначала мчатся вправо, а в конце его несколькими сотнями футов выше, уже влево. Строительство унесло жизни многих рабочих, в том числе и самого конструктора. В 1980 году рядом с железнодорожным туннелем появился автомобильный, по которому не прекращается шестирядное движение в любую погоду, летом и зимой.

1234567890