культура Ндерландов

Развитие культуры в Нидерландах XV—XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы, характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкими переменами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культуры небольшого региона, неравномерностью утверждения нового в различных областях творчества, противоречивыми результатами взаимодействия национальных традиций и многообразных зарубежных культурных влияний.

 

В XV в. Нидерланды стали средоточием одного из самых ярких в Европе проявлений «осени средневековья» — пышного расцвета при бургундских герцогах аристократически утонченной, основанной на рыцарских идеалах придворной культуры, уже затронутой холодом увядания и формализмом, перепевающей былые образцы. Одновременно, однако, в сфере живописи, начиная с творчества Яна ван Эйка, развиваются новаторские тенденции ренессансного типа. В отличие от Италии, они не опирались ни на уроки античности, ни на достижения гуманизма, еще не появившегося в Нидерландах.

Другие виды искусства остаются традиционными и входят вместе с обновляющейся живописью в по-прежнему готические ансамбли. Во второй половине XV—начале XVI в. происходит бурное развитие нидерландской школы музыки (нередко его характеризуют как эволюцию сменяющих друг друга трех поколений или школ).

И лишь в конце XV—начале XVI в., уже под прямым влиянием итальянского гуманизма, процессы ренессансного обновления начинают захватывать в Нидерландах, как и в соседних Германии и Франции, широкий круг явлений культуры. При этом здесь особенно часто возникают разнообразные культурные сплавы старого и нового, сказывается значение двух линий в самой готической традиции — давно устоявшейся, чисто средневековой, и более поздней, уже несущей в себе элементы внутренней трансформации готики на новый лад. Сложные пути нидерландской культуры затрудняют периодизацию, общую для ее разных областей, но в делом первую и вторую половину XVI в. можно рассматривать как два основных этапа ее ренессансного развития.

С начала XVII в. все более ярко начинают выявляться обусловленные разделением страны различия Юга и Севера Нидерландов, крепнет национальная специфика фламандской и голландской культуры. Это, однако, уже иной период, выходящий за рамки эпохи Возрождения.
Наиболее значителен вклад Нидерландов в мировую культуру в области изобразительного искусства. Одним из художников XV в., прославивших свою родину, был Питер Брейгель (между 1525 и 1530 — 1569 гг.). Его картины «Битва Масленицы и Поста», серия «Времена года», «Слепые» поистине гениальны. Время наибольшего расцвета нидерландской живописи — XVII в. В этот период в ней развиваются, по существу, все жанры изобразительного искусства. В частности, великолепные портреты создавал ван Дейк (1599 — 1641). Среди его лучших работ — «Карл I на охоте», портрет Г. Бентивольо.

Крупнейшим же представителем нидерландского реализма середины XVII в. является великий Рембрандт (1606 — 1669). Его многожанровая живопись (картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута тонким пониманием человеческой психологии («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.). Традиции «золотого века» голландской живописи продолжались и в последующие эпохи. Достаточно вспомнить имя Ван Гога (1853 - 1890), представителя постимпрессионизма («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.). Далеко за пределами страны известно имя просветителя Эразма Роттердамского (1466 — 1536). Его произведение «Похвальное слово глупости» содержит острую критику церкви и феодальных порядков.Робер Кампен (Флемальский мастер) как один из основоположников новой нидерландской живописи.

 

Губерт и Ян ван Эйк. “Гентский алтарь” и его значение для последующего развития европейской живописи. Другие работы Яна ван Эйка. Передача материального качества предмета, тонкость изображения природы, мастерство индивидуальной портретной характеристики.

 

Рогир ван дер Вейден. Сохранение некоторых готических качеств и новые черты в религиозных композициях и портретах
Петрус Кристус - прямой последователь Яна ван Эйка.
Дирк Боутс. Роль его творчества в развитии пейзажно живописи.

Гуго ван дер Гус - крупнейший после Яна ван Эка живописец Нидерландов ХУ века.Экспрессивность и драматизм его образов, острота характеристики. “Алтарь Портинари” и его воздействие на итальянскую живопись.
Ганс Мемлинг - художник патрицианских кругов города Брюгге.
Живопись Северных Нидерландов. Гертген тот Синт Янс и демократизм его образов.

Иероним Босх. Переплетение в его творчестве причудливой фантастики с реалиями земного бытия. Элементы фольклора и мистики в его произведениях.

Культура Нидерландов в ХVI веке.

Квентан Массейс. Иоахим Патинир. Зарождение специализации художников. Патинир как мастер пейзажа.

Распространение “романизма”, направления, связанного с использованием приемов итальянских мастеров. Соединение их с национальными. Ян Госсарт, Бернард ван Орлей, Ян Скорель, Ламберт Ломбард, Франс Флдорис.

Лука Лейденский и его отношение к романизму. Графическое творчество. Стремление к жанровой трактовке священных сюжетов.
Развитие портрета как самостоятельного жанра. Антонис Мор, Дирк Якобс.

Бытовая живопись и начала натюрморта: Питер Артсен, И.Бейкелар.

Питер Брейгель - крупнейший художник Нидерландов ХУ1 века. Связь его творчества с идеями демократических кругов Нидерландов. Новая, проникнутая философским и социальным содержанием тематика, использование фольклора. Развитие бытового жанра и пейзажа. Выдающееся место Питера Брейгеля в нидерландском искусстве ХУ1 века.

1234567890