Дорический ордер

Элементы дорического ордераУже в 7в. до н. э. в Древней Греции появилась цельная система соотношений между несущими и несомыми и несомыми частями здания, между колоннами и лежащими на них перекрытиями. Даже небольшие изменения пропорций здания давали возможность трансформировать его художественный строй. Эта система получила название ордера.
Дорический ордер возник в Греции в середине 6в. до н. э. и вскоре распостранился до берегов Южной Италии и Сицилии. В это время сложились основные черты ордера, которые впоследствии совершенствовались и изменялись.
Сужающаяся к верху дорическая колонна не имела базы и опиралась непосредственно на каменную платформу - стилобат. Капитель состояла из круглой плиты - эхина, и квадратной - абаки. Над капителью горизонтально располагались широкие прямоугольные балки - архитравы. Их размеры уменьшались по мере того, как греческие строители приобретали опыт. Над архитравом помещался фриз, выше карниз. Эти три горизонтальных ряда составляли антаблемент.
Считается, что дорический ордер отражал традиции более ранних деревянных построек. Плиты с желобками, триглифы, имитировали торцы деревянных балок. Клинья, которыми снизу крепились эти балки, превратились в декоративные гутты. Промежутки между триглифы занимали метопы, которые обычно украшались рельефами.
На фасадах храма двускатная крыша и выступающий карниз создавали треугольники - фронтоны.
Внутри дорический храм делился двумя рядами колонн на три нефа. В среднем, самом широком, нефе располагалась статуя божества.
Все греческие ордера (дорический, ионический и коринфский) были приняты римлянами. Римский архитектор Витрувий установил четкие правила использования ордеров. Но в императорском Риме дорический ордер не стал популярен. К нему вернулись только в эпоху Возрождения. Свое подлинное, второе рождение дорический ордер пережил в 19в. в период неоклассицизма.

1234567890