культура Сербии

С начала XIX в. в Сербии усилилось национально–освободительное и антифеодальное движение. В результате русско–турецких войн Сербия при поддержке России получила в 1829 г. автономию.
Антифеодальная борьба сербского народа, формирование капиталистических отношений вызвали распространение в середине XIX в. просветительского движения. В искусстве 2–й половины XIX в. усилились национальные, демократические тенденции. В 1878 г. Сербия получила государственную самостоятельность, однако вскоре попала в фактическую зависимость от Австро–Венгерской монархии.
Усилившаяся тяга югославских народов к объединению привела к образованию в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). Искусству конца XIX в. — начала XX в. свойственны противоречивые черты. С одной стороны, в нём сказывается стремление сохранить свою национальную самобытность, с другой — включиться в поток развития современного западноевропейского искусства.
Прогрессивные художественные тенденции развиваются в конце XIX в. в борьбе с академизмом, в 1910 — 1930–х гг. — с воздействием авангардистских течений Запада. Белград наряду с Загребом становится важным культурным центром, куда стекаются художники других южнославянских народностей. В 1930–х гг. с усилением демократического художественного движения и особенно в период национально–освободительной антифашистской народной войны 1941—1944 закладываются основы для развития новой, социалистической культуры сербского народа.
Архитектура Сербии 1–й половины XIX в. представлена главным образом небольшими 2–этажными домами балканского типа — с оштукатуренными стенами, эркерами и черепичными крышами, характерными для городской жилой застройки этого времени (дома Наума Ичка, 1825, княгини Любицы, 1829—1831, и князя Милоша, 1831,— все в Белграде).
Во 2–й половине XIX в. распространяются общественные постройки в духе европейской эклектической архитектуры. Удачно спланированное здание ректората Белградского университета (1863, чешский архитектор Я.Неволе, J.Nevole, 1812—1903) представляет смесь элементов неоготики и неоренессанса. В конце XIX — 1–й четверти XX вв. усиливается влияние австро–венгерской архитектурной школы.
В Белграде наряду с многочисленными постройками в духе неоренессанса, необарокко (Народный театр и Старый дворец — оба архитектор А.Бугарский) и в «стиле модерн» (отель «Москва», 1906, архитектор Й.Илкич, 1857—1917) появляются здания в неовизантийском стиле (церковь Александра Невского, 1918, архитектор Елизавета Начич, 1878—1955). Тенденции эклектики и национальной романтики сосуществуют в творчестве многих сербских зодчих этого времени: А.Стефановича (1859—1929), Н.Несторовича (1868—1957), Д.Джорджевича (1866–1933).
Развитие промышленности и рост городов, усилившиеся после 1–й мировой войны, вызывают стихийное разрастание на городских окраинах районов трущоб (Ятаган–Мала, Маринкова–Бара — в Белграде). В период между 1–й и 2–й мировыми войнами начинается разработка планов строительства городов. Однако планы развития Белграда (1924, архитектор Дж.Ковалевский, р.1888; и 1937—1939) не смогли решить проблемы систематической застройки столицы Сербии в условиях капитализма.
В конце 1930–х гг. в архитектуре Сербии проявляется влияние функционализма. Его главными представителями становятся Д.Брашован и Н.Добрович, работающие как в Сербии, так и в других республиках Югославии.
Функциональная простота решений облика фасадов в сербской архитектуре этого времени часто сочетается с криволинейной и округлой планировкой зданий, а также с изысканной профилировкой деталей и использованием орнаментальных элементов в декоре интерьеров. Так, например, в здании Исполнительного веча автономного края Воеводины в Нови–Саде (1938, архитектор Д.Брашован) лаконичные формы фасадов, простые столбы и гладкие потолки в интерьерах контрастируют с вычурными линиями балюстрад, обрамлений окон и дверей, осветительной арматуры из мрамора, меди, полированного дерева. На территории Сербии работает также ряд мастеров из других югославских республик. Выдающимся образцом синтеза скульптуры и архитектуры является памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда (1934—1938), выполненный в простых и выразительных неоклассических формах хорватским скульптором И.Мештровичем.
Отсталость строительной техники в Сербии препятствовала развитию современной архитектуры. Металлические конструкции применялись в 1930–х гг. лишь в уникальных общественных и промышленных зданиях.

В изобразительном искусстве Сербии начала XIX в. стиль барокко постепенно сменяется веяниями классицизма, связанными с просветительским и национально–освободительным движением (композиции на темы национальной истории А.Теодоровича, 1767—1826). Окончательное утверждение светского начала в искусстве приводит к распространению портретной живописи.
В портретах 1–й трети XIX в., часто отмеченных чертами примитивизма, наряду с классицистическими чертами проявляется усиливающееся воздействие «стиля бидермейер» (Австрия, Германия). Им свойственны непосредственность воспроизведения натуры, статичность поз, тщательная выписанность деталей (работы А.Теодоровича, И.Джурковича, 1772—1830, Катарины Иванович, 1817—1882, У.Кнежевича, 1811—1876). Художники часто изображают портретируемых в национальных костюмах. Суровой мужественностью образов, остротой раскрытия характеров и выразительностью светотеневой лепки выделяются портреты К.Данила. Зарождение национальной пейзажной живописи связано с творчеством К.Арсеновича.
В конце 1840–х гг. под воздействием антитурецких выступлений начала XIX в. и революции 1848 г. в Венгрии возникли романтические тенденции, проявившиеся в портретах, аллегорических композициях на патриотические темы и сюжеты из национальной истории Д.Абрамовича, П.Симича (1818—1876), Н.Радонича (1826—1890), часто отмеченных воздействием искусства так наз. назарейцев (Германия).
Крупнейшим представителем романтизма в сербской живописи был писатель и художник Дж.Якшич, в творчестве которого романтические черты сосуществуют с реалистическими тенденциями. Его картинам на темы национальной истории («Смерть Карагеоргия») и национально–освободительного движения («На страже») присущи драматизм образов, светотеневые контрасты, сдержанность размытой коричневой гаммы со вспышками ярко–красных цветовых пятен. Портреты Якшича отличаются строгостью композиции, серьёзностью характеристики («Портрет Живки Протич»). В 1870–х гг., когда формируется революционно–демократическое движение, политический деятель и художественный критик С.Маркович (1846—1875) под влиянием идей Н.Г.Чернышевского призывает художников к отражению реальной действительности и служению народу.
В конце 1870–х — нач. 1880–х гг. складывается реалистическое направление, художники обращаются к жизни народа, распространяется жанровая живопись. Однако искреннее сочувствие народным бедствиям, интерес к национальному пейзажу, костюмам, обрядам ужиются в творчестве многих художников (М.Тенкович, 1849—1990, У.Предич, П.Йованович, 1859—1957) с чертами академической идеализации и натуралистического бытописательства. Наиболее ярко реалистические тенденции воплотились в творчестве Дж.Крстича, работам которого свойственны психологическая углублённость, серьёзное изучение натуры («Анатом»).
Его пейзажи, изображающие типичные уголки сербской природы, часто проникнуты чертами романтической взволнованности. Свободная манера письма, живая динамика и свежесть гаммы приближают их к пленэрной живописи. В конце XIX в.,после утверждения самодержавно–деспотического режима Александра Обреновича, в искусстве Сербии усиливаются академические черты. Красочные декоративные полотна с изображением эпизодов из жизни сербских королей создаёт П.Йованович.
На рубеже XIX и XX вв. из Германии и Словении в Сербию проникают веяния импрессионизма.

 

Импрессионистические приёмы в живописи вначале сочетаются с чертами академизма (жанровые сцены и пейзажи М.Мурата, 1864—1944, М.Глишича, 1885—1915). Скромные по мотивам национальные пейзажи в технике дивизионизма создают К.Миличевич (1877—1920) и М.Милованович (1876—1946). Созданные Н.Петрович пейзажи, портреты, образы людей из народа выделяются свободной экспрессивностью манеры и звучностью открытых, чистых красок и родственны творчеству фовистов (Франция). Реалистические черты сосуществуют с поисками новой декоративной выразительности в творчестве М.Пьяде.
После образования в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев искусство Сербии
развивается противоречиво. Создание в 1937 г. в Белграде Академии художеств способствовало повышению профессионального уровня художников. С сер. 1910–х гг. в Сербию проникают влияния сезаннизма, кубизма и конструктивизма, проявившиеся в ранних работах П.Добровича, С.Шумановича, И.Биелича, акварелях и коллажах И.Радовича (р.1894). В 1920—30–х гг. усиливается воздействие фовизма и экспрессионизма.
Многие сербские художники обращаются к колористическим исканиям. Смелость обобщённого рисунка, живописная пастозность фактуры и выразительная звучность цвета сочетаются в работах наиболее крупных мастеров этого времени с ощущением реальной предметности мира, щедрой красочности и стихийной жизненной силы природы (портреты и национальные по мотивам пейзажи П.Добровича, М.Конёвича, И.Биелича).
К неоклассической простоте и строгости средств тяготеет в своих сельских пейзажах и «ню» С.Шуманович. От кубизма и экспрессионизма к абстракционизму эволюционирует в своих линогравюрах и акварелях И.Радович. В 1930–х гг. переживает расцвет творчество представителей так называемого поэтического реализма (И.Табакович, М.Челебонович, Н.Гвозденович, р.1902). Исходя из традиций искусства П.Боннара и Ж.Э.Вюйара (Франция), они пишут интимные жанровые сцены, интерьеры, пейзажи, отличающиеся лиризмом, изысканностью блёклой гаммы, тонкостью цветовых градаций.
Обострение классовой борьбы в конце 20—30–х гг. находит своё отражение в искусстве. В творчестве ряда художников возникают тенденции сюрреализма (Р.Живанович–Ное, 1903—1944, М.Павлович–Барилли, 1909—1945). Увлечение психоанализом сочетается порой в их произведениях с социально–критическими нотами.
Сторонники реалистического, социально направленного искусства объединяются в 1934 г. в группу «Жизнь», созданную Дж.Андреевичем–Куном. Графические работы Андреевича–Куна (серия гравюр на дереве «Кровавое золото», посвященная жизни горняков, 1934), отличающиеся выразительной обобщенностью рисунка, драматическими контрастами белых и чёрных пятен, отражают воздействие Ф.Мазереля (Бельгия). В 1930–е гг. ряд художников обращается к жизни пролетариата и городской бедноты (Дж.Андреевич–Кун, И.Табакович, Б.Барух, 1911—1942). В период национально–освободительной войны 1941—1944 художники отражают борьбу и страдания народа. Полные живой непосредственности сцены партизанских будней воссоздают рисунки Дж.Андреевича–Куна и П.Караматиевича (1902—1963), выполненные обобщёнными беглыми контурными линиями. Полны трагизма экспрессивные сцены из жизни концлагерей, запечатленные Д.Влаичем.

Скульптура Сербии получила развитие лишь к концу XIX в. В памятниках и станковых композициях Дж.Йовановича (1861—1953) и С.Роксандича (1874—1943) сочетаются натуралистические и академические черты. В 1930–е гг. выделяется творчество Т.Росандича (1878—1958), испытавшего воздействие И.Мештровича (Хорватия). Его статуям и монументам свойственны героическая приподнятость образов, динамизм композиции, преувеличенная мощь обобщённых стилизованных объёмов. В области портрета и монументального искусства работал С.Стоянович, ученик Э.А.Бурделя (Франция). Его работы отличаются цельностью пластической формы, остротой психологических характеристик, декоративностью трактовки деталей. Выразительность гладких обтекаемых форм свойственна фигурным композициям П.Палавичини (1887—1958).
Декоративное искусство Сербии в XIX в. переживало период упадка. К началу XX в. относятся отдельные изолированные попытки возродить художественные промыслы. Живописец И.Табакович создаёт керамические панно, в которых прибегает к декоративной стилизации в духе средневекового искусства Сербии.

1234567890