культура Бельгии

Загрузка ...

На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово-промышленные города Бельгии были крупными центрами художественной культуры: в XI-XII вв. - романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок-донжон графов Фландрских в Генте; искусство художественной обработки металла в долине Мааса), а в XIII-XIV вв. - готики, достигшей высокого расцвета в церковном и светском зодчестве (базиликальные и зальные соборы в Брюгге, Ренте, Брюсселе, Антверпене и Мехелене, сложенные из камня и кирпича, с квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными лиственными "брабантскими" капителями; городские укрепления, городские башни - "бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге), в изобразительном искусстве (скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра).

 

С объединением на рубеже XIV и XV вв. Южных и Северных Нидерландов под властью Бургундии формируется нидерландское искусство, в котором искусство Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую роль. В XV - первой трети XVI вв. здесь расцвела светская по духу архитектура поздней, так называемой пламенеющей готики (величественные ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным резным декором - в Брюсселе, Ренте, Лёвене). Одновременно на территории Бельгии сложились главные центры нидерландской живописи Возрождения, основоположником которой стал Ян ван Эйк. В XVI в. ренессансные формы восторжествовали в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. В живописи велась борьба между итальянизирующим эклектическим течением романизма и национальным демократическим направлением, являвшимся отражением бурного революционного движения эпохи и достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля Старшего.

После поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. В искусстве фламандского барокко XVII в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и пробуждёнными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Архитектуре XVII в. присущи торжественность, праздничная живописность, обилие сочного пластического декора (узкие дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами, церкви, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.).
Итальянские влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисленных учеников и последователей - А. ван Дейк, мастер изящных, одухотворённых портретов, Я. Йорданс, подчёркнуто-грубоватые образы которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды, Ф. Снейдерс, автор праздничных, исполненных жизненной сочности монументальных натюрмортов, и другие. Другую ветвь фламандского реализма представляли сцены крестьянского быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. 
Традициям нидерландского искусства следовали в начале XVII в. пейзажисты Я. Брейгель "Бархатный", Й. де Момпер и др. Последователями Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. и Ф. Дюкенуа, рельефы Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в многочисленных гравюрах на меди и дереве, на шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге. Широкой известностью пользовались плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.

В XVIII в. во фламандском барокко (живопись В. О. Янсенса и др.) из Франции и Австрии стали проникать влияния классицизма (архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дельво, Ж. Л. Годшарль и др.). Свежую реалистическую струю внесли портретные бюсты Годшарля, жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.

В XIX в. формируется собственно бельгийское искусство (классицистические постройки Л. Руландта, исторические полотна и реалистические портреты Ф. Ж. Навеза). Буржуазная революция 1830 способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую промышленную страну с острыми социальными противоречиями. Рядом с импозантными центрами городов и парадными зданиями в духе эклектизма (архитекторы Я. П. Клёйсенар, Ж. Пуларт и др.) вырастали районы трущоб. Романтическое направление (см. Романтизм; патриотические исторические композиции Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса, фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены старого фламандского быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно выродилось в салонный академизм. Но бельгийские романтики подготовили отчасти и бурное развитие во второй половине XIX в. демократического реализма (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже и др.). Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены тяжёлой жизни и героике труда рабочих и крестьян. К концу XIX в. Бельгии становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (Х. ван де Велде, В. Орта), для которого характерны прихотливая изогнутость линий и плоскостей, осмысление художественной выразительности новых материалов и конструкций. Традиции реализма сочетались с импрессионистичной мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. ван Рейселберге, с иронией и гротескной фантастикой у Дж. Энсора и Ж. де Брёйкера, мистической символикой и нотами пессимизма у Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне), возглавляемых скульптором Ж. Минне.

Поиски рациональных решений в архитектуре Бельгии начались после Первой мировой войны 1914-18 (X. Хосте, Л. ван дер Свалмен, В. Буржуа, Э. ван Авербеке и др.). В 20-30-х гг. господствовал неоклассицизм. Принципы современной архитектуры в Бельгии утвердились после 1945 в строительстве жилых районов, транспортных и промышленных сооружений, общественных зданий (архитекторы X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо и др.). В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными центрами, многоэтажной или смешанной застройкой, реконструированы магистрали. В бельгийском изобразительном искусстве XX в. большое место заняли формально-стилистические искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное переосмысление национальных демократических традиций выразилось в суровой драматичной экспрессии картин К. Пермеке, остроимпульсивной живописи и скульптуре Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейтгата. Реалистическая объективность присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма нашли яркое выражение в многогранном творчестве Ф. Мазереля, борца за социальную справедливость против империалистических войн, в исполненных суровой правды полотнах К. Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим и городской бедноте. В декоративном искусстве XX в. выделяются изделия в стиле "модерн" (X. ван де Велде, В. Орта), керамическая скульптура (П. Кай), ковры с изображениями на темы жизни и борьбы народа (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).