культура Швейцрии
Швейцария не имеет богатого художественного наследия, хотя многие иностранные писатели и художники (например, Вольтер, Байрон, Шелли, Джеймс Джойс и Чарли Чаплин) жили здесь. Напротив, многие талантливые швейцарцы, например, Чарльз Корбузье, Поль Кли, Альберт Джиакометти и Жан-Люк Годар покинули страну и стали знаменитыми за границей.
Принявший швейцарское гражданство писатель Герман Гессе - самый известный "местный" автор. Экземпляр его романа "Сиддхарта" можно было найти в рюкзаке каждого западного хиппи, отправляющегося в Индию. Германо-швейцарский драматург и романист Макс Фриш был одним из наиболее почитаемых в Европе авторов в 50-е годы. Его бестселлер, изданный в 1957 году, "Хомо Фабер", был экранизирован в 1991 году Уолком Шлондорфом и вышел под названием "Странник". Произведения, написанные в 18 веке Руссо, который жил в Женеве, сыграли огромную роль в развитии демократии, а Карл Юнг, живший в Цюрихе внес значительный вклад в современный психоанализ.
Влияние архитектурных стилей соседних стран особенно ощутимо на памятниках эпохи средневековья, когда Швейцарская Конфедерация еще только формировалась как государство. Особое значение, в том числе и для культовой архитектуры, в западной Швейцарии имел стиль, созданный реформатским орденом Клюни, а также монастырские церкви в Пайерне и Роменмотье.
В германоязычной Швейцарии, естественно, преобладало влияние южно-немецкой архитектуры. Так, в Базеле под руководством зодчего Маттеуса Энзингера из Ульма в 1421 г. было начато строительство кафедрального собора.
Кантон Тичино входил в сферу влияния культуры Ломбардии. Впрочем, постройки в итальянском стиле возводились и в районах к северу от Альп (Рыцарский дворец в Люцерне. Большой кафедральный собор в Цюрихе).
Церковная архитектура в эпоху барокко достигла наивысшего расцвета.
Особенным великолепием отличались монастыри в Айнзидельне, Санкт-Галлене, Мури, Санкт-Урбане.
На архитектурный облик Швейцарии в XX в. заметное влияние оказали работы зодчих Ле Корбюзье (1887-1965) и Марио Ботта (р. 1943).
Для культурного и исторического ландшафта страны большое значение имеют традиционные крестьянские домики, сильно отличающиеся друг от друга в разных кантонах Швейцарии. Для Эмменталя, например, характерны дома городского (бернского) типа, с большими мансардами и балконами, украшенными геранью, а для домов из Энгадина характерны толстые, нередко раскрашенные стены с маленькими окошками, что служит надежной защитой от лютых холодов.
Широкое распространение живопись получила в Швейцарии в эпоху рококо.
В XVIII в. в высших слоях общества считалось хорошим тоном заказать мастеру свой портрет. Центром общественной жизни была Женева, а затем, в XIX в., средоточием художественной жизни стал Базель.
Большой популярностью пользовался символист Арнольд Бёклин, чьи огромные картины на сюжеты из мифов и легенд, изображающие всевозможных нимф, Нептуна и пр., особенно полно представлены в Художественном музее Базеля.
Параллельно с символистами работали и представители натурализма, прежде всего Альберт Анкер и Куно Амье. Художники этого направления писали семейные идиллии и особенно любили изображать детей.
Представителем экспрессионизма в Швейцарии в начале XX в. стал уроженец Берна Фердинанд Ходлер. Излюбленные сюжеты работ Ходлера - высокогорные пейзажи, рубка леса и живописные виды швейцарских озер, выполненные с замечательным мастерством.
А вот портретам и пейзажам Феликса Валлотона, предшественника стиля неообъективизма, присуща некоторая сдержанность и отказ от живописных эффектов.
Пауля Клее (1879-1940) часто называют "швейцарским клоуном". Он очень любил давать всевозможные сатирические названия своим малоформатным картинам и рисункам. Лучше всего с творчеством этого представителя экспрессионизма можно познакомиться в Художественном музее Берна. Здесь же представлены и произведения швейцарского примитивиста Адольфа Вельфли (1864-1939), художественный мир которого состоит из сочных красочных кругов и овалов.
Для искусства второй половины XX в. характерны абстрактные полотна и графические листы Макса Билля (1908-1994).
Широкой известностью пользуются и работы братьев Альберте и Пьетро Джакометти - сыновей художника Джованни Джакометти. Для произведений Альберте (1901-1965), в первую очередь скульптуры и графики, характерны гротескные, сведенные к обобщенным контурам человеческие фигуры, а работы его брата (дизайн, мебельные инсталляции) отличает обостренный интерес к современности.
Музыка Швейцарии неоднородна по составу, т. к. в стране существуют 3 языка: немецкий, французский, итальянский. Для многонационального швейцарского искусства почти в равной мере показательны его связи как с немецким, так и с романским искусством (особенно с французским).
В музыкальном фольклоре Швейцарии к наиболее типичным его жанрам относятся исторические песни, пастушьи наигрыши на альпийских рогах, некоторые танцевальные напевы-наигрыши (в т. ч. "птичья полька") и йодли (напевы, характерные частым применением фальцета).
Объединение исполнителей йодлей ("йодлеров") насчитывает в настоящее время свыше 12000 членов. Профессиональное музыкальное искусство зародилось в эпоху раннего средневековья. Крупным очагом его развития был монастырь Сен-Галлен, где в IX-Х вв. возникли секвенции и тропы - новые напевы, вставлявшиеся в канонизированный свод песнопений григорианского хорала. Создателем секвенций явился монах Ноткер-Заика (ок. 840-912), создателем троп - его современник Туотилло.
В связи с распространением в Европе в XIII-XIV вв. искусства провансальских трубадуров и немецких миннезингеров в Швейцарии появились свои миннезингеры: наиболее видный из них Вальтер фон Гомберг (1284-1320).
В XVI в. крупнейшими представителями швейцарской музыкальной культуры были ГЛАРЕАН (Генрих Лорис из Гларуса, 1488-1563) - музыкальный теоретик, автор основополагающего труда "Додекахордон", который положил начало новым воззрениям на ладотональную систему, отличающимся от средневекового учения о церковных ладах; Людвиг Зенфель (1490-1543) - композитор (ученик Изаака), руководитель Мюнхенской придворной певческой школы, автор полифонических мотетов и песен (в т. ч. на тексты Горация) .
XVII-XVIII вв. ознаменованы основанием в Швейцарии первых музыкальных обществ (так называемых Коллегиум МУЗИКУМ; в Цюрихе - в 1613, в Винтербурге - в 1629) и расширением жанрового диапазона творчества местных композиторов.
Г. Альбикастро (нач. XVIII в.) писал трио-сонаты, скрипичные сонаты, увертюры; И. Бахофен (1695-1755) - кантаты и духовные концертные арии: Ф. Мейер фон Шауензее (1720-1789) - духовную музыку и оперы-буффа; И. Г. Эгли (1742-1810) - пьесы для фортепьяно, духовные и светские песни.
Распространение в Швейцарии в начале XIX в. педагогических идей Песталоцци способствовало улучшению преподавания МУЗЫКИ в общеобразовательных школах и появлению ряда любительских мужских хоров (некоторые насчитывали до 600 чел.). Примечательно также издание первого сборника народных песен (1805) и "Теории обучения пению на основе принципов Песталоцци" (1810), разработанной Георгом Нэгели (1733-1836), школьным учителем музыки, издателем и музыкально-общественным деятелем совместно с Г. Пфейфуром.
Видные швейцарские композиторы XIX века: Франц Ксавер, Шнидер фон Вартензее (1786-1868) - автор опер, симфоний, хоров, Вильгельм Баумгартнер (1820-1867); Ганс Хцбвр (1825-1921) - дирижер, педагог, автор 8 симфоний (в т. ч. Телль-симфония); Фридрих Хегар (1841- 1927) - скрипач, хормейстер, создатель популярных романтических баллад для хора и оркестра (лучшая - "Мертвый народ"); Герман Зутер (1870-1926), прославившийся ораторией "Гимн солнцу св. Франциска Ассизского" (1924).
Расширению связей швейцарской музыкальной школы с немецкой способствовала деятельность немецких музыкантов в швейцарских городах. Среди них Франц Абт (1819-1885) - композитор, дирижер, руководил оркестром в Цюрихе в 1841- 52, Теодор Кирхнер (1823-1903) - композитор и органист, обосновавшийся в Швейцарии с 1843г.
В 1-й полов. XX в. наряду с немецким влияниями усилилось французское. Путь развития швейцарской музыки усложняло возникновение модернистских течений: протест против проявлений консервативного академизма способствовал успеху псевдоноваторских авангардистских опытов. Композиторы немецкой ориентации, выступившие до первой мировой войны: Фридрих Клозе (1862- 1942) - ученик Брукнера, длительное время работал в Мюнхене, с 1920 в Швейцарии, Отмар Шек (1886-1957) - ученик Регера, в песнях на стихи немецких поэтов развивал традиции Шуберта и Вольфа. Сочинения: оперы и музыкальная драма "Пентесилея" (по Клейсту), ряд симфонических произведений, в т. ч. концерт для виолончели и оркестра: камерные ансамбли, песенный цикл "Тихий свет".
Выразителем романского начала музыке Швейцарии был Гюстав Доре (1866-1943) - композитор (ученик Массне), дирижер руководил в Париже концертами Национального общества), мастер монументальных форм и жанров. Сочинения: музыка для массовых празднеств (виноградарей в Веве, народных празднеств в Мезьере); оперы, оратории, кантаты, кануны, произведения для оркестра.
Младшие современники Щёка и Доре: Эрнест Блох (1880-1959) - композитор, скрипач, дирижер педагог, директор консерватории в Кливленде, Сан-Франциско (США); в 1916 переселился в Америку; там созданы его лучшие произведения: Рапсодия для виолончели и оркестра (1916), Кончерто гроссо (1926), "Америка" ("Эпическая рапсодия в 3 частях", 1928), "Гельвеция" (симфоническая фреска, 1929).
Франк Мартен (р. 1890) - композитор, педагог; в молодости увлекался системой Далькроза и преподавал в его институте, позднее обосновался в Амстердаме. Творчество Мартена противоречиво, в некоторые его произведения (оратория "Голгофа", 1945) проникли отдельные приемы додекафонии.
Конрад Бек (р. 1901) - композитор, первоначально примыкавший к течению неоклассицизма. Сочинения: 6 симфоний, 2 кантаты, ряд концертов. В 1939 году возглавил музыкальный отдел Базельской радиостудии.
Генрих Зутермейстер (р. 1910) - автор опер, связанных с традициями позднего Верди, Пуччини, Р. Штрауса ("Черный паук", 1937: "Волшебный остров"; "Раскольников" по Достоевскому, 1948), сольных концертов, хоровых произведений (в т. ч. Реквием). .
Модернистскими крайностями отмечено творчество многих композиторов. Среди них Армин Шиблер (р. 1920), пришедший от неоклассицизма к додекафонии; Рольф Либерман (р. 1910), отдавший дань влияниям авангардизма в некоторых сочинениях.
В XX в. муз. культура Швейцарии выдвинула крупных исполнителей и музыковедов, широко известных за пределами страны: Эрнест Ансерме (р. 1883) - дирижер, основатель Романского оркестра в Женеве (1918); Поль Захер - дирижер, создатель и руководитель Базельского камерного оркестра (1926), для которого писали Онеггер, Барток, Стравинский, Хиндемит; Карл Неф (1873-1935) - музыковед-историк, автор "Истории западно-европейской музыки" (русский перевод Б. Асафьева, 1930 и 1938), Р. А. Моозер (р. 1876) - автор ряда работ о русской музыке.
Широкой известностью в первые десятилетия XX в. пользовалась система ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Э. Жак-Далькроза (1865-1950).
В настоящее время в Швейцарии существует 7 консерваторий (первая, Женевская, основана в 1835 г., последняя, Бернская, в 1927г.); Федеральное певческое общество насчитывает более 15000 членов.
Народная культура Швейцарии включает пение йодлем, игру на альпийском рожке, и швейцарскую борьбу.
В Швейцарии живут четыре народа: германошвейцарцы, франкошвейцарцы, италошвейцарцы и ретороманцы. Они различаются этническим самосознанием, языком и культурным своеобразием. Германошвейцарцы населяют в основном северные, северо-восточные и центральные кантоны, говорят на швейцарском варианте немецкого языка. Франкошвейцарцы занимают преимущественно западные и юго-западные районы, говорят на южнофранцузских (провансальских) диалектах. Италошвейцарцы сосредоточены в основном в южных районах, говорят на итальянском языке. Ретороманцы в большинстве своем проживают в кантоне Граубюнден, говорят на ретороманском языке.
Несмотря на неоднородный состав жителей, в стране нет острых этнических противоречий. По швейцарской конституции, все четыре народа равноправны, а их языки признаны национальными. Родной язык жителей каждой этнической области является в ее пределах основным разговорным, а также языком прессы, школьного образования и т. д.
Пестрота этнического состава, своеобразие истории отражаются в материальной и духовной культуре. Тип и форму сельских поселений во многом определяет рельеф местности. Например, в районе Швейцарского плоскогорья преобладают большие деревни, а в горной местности — хутора из 1 — 5 дворов. Для большей части страны характерны дома, объединяющие жилые и хозяйственные постройки под одной крышей. Их планировка и конструктивные особенности по областям варьируются.
национальная кухня
Аппетит, который мы нагуляли за время пути в бодрящем горном воздухе, стал еще ощутимей, когда мы вошли в специальный «сырный» ресторан. Аромат, как тут же выяснилось, исходил из огромного очага, где в гигантском медном чане происходило рождение сыра.
Процесс это длительный, и при нас немолодой сыровар в белой шапочке по имени Пьер степенно размешивал светло-желтое варево специальной ложкой с длинной ручкой. Затем он с достоинством удалился, и его место занял веселый мальчуган, явно дававший понять, что без него настоящего сыра все равно не сварить.
памятники и архитектура Швейцарии
Уже в течение века государство Швейцарии инвестирует деньги в защиту памятников старины. Таких памятников насчитывается около 2000. Соответствующие органы власти ведут отдельный список культурных объектов национального значения и записывают каждый поступающий спонсорский взнос для того, чтобы ни один указанный в списке объект не остался без внимания.
праздник Эскалад
11 и 12 декабря на улицы Женевы высыпает народ, одетый в костюмы солдат и горожан начала XVII века. Маскарад этот называется праздником Эскалад, или штурма. Его устраивают ежегодно в память о битве, в которой женевцы отстояли право самостоятельно решать судьбу своего города.
Когда-то Женевой управлял епископ, а сам город и прилежащие к нему земли входили во владения могущественных савойских графов.
религия
Христианская церковь потеряла в последние годы многих своих сторонников.
Проведенный в 2000 г. опрос населения показал, что лишь для 16% опрошенных религия очень важна в жизни. Семья, работа, спорт и культура являются наиболее важными. Опубликованные в том же году результаты другого социологического исследования, свидетельствуют о том, что за последние 10 лет количество регулярных посещений церкви со стороны швейцарского населения сократилось на 10%. Среди католиков это число составило 38,5%, среди протестантов оно достигло 50,7%. Таким образом, римско-католическая и протестантская (евангельско-реформированная) церкви потеряли как в количественном отношении верующих так и в процентном соотношении населения.
фаснахт по-базельски
Случается это в февральские дни перед постом, когда весна уже вовсю отвоевывает свои позиции у зимы. Сроки гуляний привязаны к обозначенной в западном церковном календаре дате — Пепельной среде, первому дню сорокодневного поста. В прошлом году она пришлась на 12 февраля.
В немецкоговорящие страны христианство принесло понятие Fastnacht — ночь перед постом. Постепенно то ли время съело букву «т», или по какой-либо иной причине, но в Швейцарии стало употребляться собственное название предпостного торжества — Fasnacht, намекающее скорее на пивную бочку (Fass — по-немецки «бочка»).
В немецкоговорящие страны христианство принесло понятие Fastnacht — ночь перед постом. Постепенно то ли время съело букву «т», или по какой-либо иной причине, но в Швейцарии стало употребляться собственное название предпостного торжества — Fasnacht, намекающее скорее на пивную бочку (Fass — по-немецки «бочка»).
швейцарский сыр
Главный продукт, получаемый от коровы, - молоко, из которого делают сыр. Мы не ошибемся, сказав, что сырный завод есть в каждом кантоне и, наверное, свои сыроварни есть в любой швейцарской деревеньке. В сырном бизнесе здесь занята основная часть крестьянского населения. Крупные заводы работают, как правило, с 20-50 поставщиками. Из каждой партии молока производят до 80 головок сыра.
языки в Швейцарии
По Конституции Швейцарской Конфедерации национальными языками Швейцарии считаются немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Равным образом Конституция определяет, что официальными языками, т.е. языками, на которых составляются законодательные акты и проходит общение населения с властями и судами Конфедерации, являются немецкий, французский и итальянский. Таким образом, ретороманский не является официальным языком по причине малочисленности говорящих. Не смотря на это, он широко используется в официальных встречах с ретороманцами, и они, в свою очередь, могут обратиться на своем родном языке в органы власти.
Для защиты языков меньшинств действует так называемый “принцип территориальности”,
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток