культура Финляндии
Своими корнями культура Финляндии уходит в обычаи и верования древних финнов. В дохристианские времена почитались "силы земли" и "духи природы". Существовали десятки языческих богов, наиболее почитаемыми из которых были верховный бог Укко, символизирующий гром и молнию, и его жена - мать природы Рауни. Природа была неотделима от религиозных воззрений. Древние верования сливались с повседневной жизнью, что значительно препятствовало распространению христианства, начавшего проникать в Финляндию как с Запада, так и с Востока в конце первого тысячелетия нашей эры. Постепенно древние, восходящие к природе ритуалы перешли в христианские праздники и дни различных святых.
В 12 - 14 вв. территория Финляндии стала ареной борьбы между Шведским королевством и Новгородским княжеством. В 1323 году был заключен Ореховский мир, согласно которому за Швецией осталась Западная и Южная Финляндия, а большая часть Карелии отошла к Новгороду. Это привело к тому, что формирование национальной финской культуры происходило под сильным влиянием как католической, так и православной церковных культур. Однако, как показывает национальный эпос "Калевала", состоящий из руин, собранных видным финским просветителем Элиасом Ленротом в 20-е - 30-е годы 19 века, несмотря на внешние влияния традиционная культура являлась основным слагаемым в процессе становления национальной культуры. Косвенным свидетельством силы традиционной культуры является то, что доля заимствований в финском языке составляет только 15%.
Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости, а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку, построенный в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.
Виднейшим представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель (1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб и других зданий.
Для финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также распространенного тогда в Европе стиля "Югенд". Виднейшими представителями этого течения были Элиель Сааринен (1873-1950), Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки.
Главным архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, сочетающее в себе черты национального романтизма и классицизма. Позднее по проектам Э.Сааринена было построено большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г. В стиле национального романтизма построено здание Национального театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый ряд других общественных и жилых зданий.
В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном (1889-1961).
С конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто (1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества: в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров и дизайне. За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.
Представителями позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель, Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт.
В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм, а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление к гармонии с окружающей природной и социальной средой. Наиболее интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере, культурный центр в Эспоо. Из финских архитекторов современного периода заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо, Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.
В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто, который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля. Ежегодно присуждается несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза архитекторов Финляндии.
Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В настоящее время финское проектирование за рубежом становится все более частым явлением.
Старейшими памятниками финской живописи являются росписи средневековых каменных и деревянных церквей. Видными церковными живописцами того времени были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топелиус. Одним из основных направлений в ХУШ в. становится портретная живопись, которая представлена, в частности, Исааком Ваклином (1720-1758). На рубеже ХVIII и ХIХ веков начинает приобретать популярность жанровая живопись, видным представителем которой стал Александер Лауреус (1783-1823).
Новый период в истории финской живописи начался с созданием в 1846г. Общества художников Финляндии, которое стало проводить выставки и организовало начальное художественное обучение. В ходе деятельности Общества возникла первая в стране публичная коллекция произведений изобразительного искусства, положившая начало национальной художественной галерее "Атенеум".
К национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман (1803-1873), использовавший в своих работах сюжеты из "Калевалы". Первым крупным финским пейзажистом был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший членом Петербургской Академии художеств. К крупнейший художникам-анималистам прошлого века относятся братья Магнус (1805-1868) и Фердинанд (1822-1906) фон Рихт.
Расцвет финской живописи (т.н. золотой период) приходится на последние десятилетия ХIХ в. Наиболее яркими представителями этого периода были: Альберт Эдельфельт (1854-1905), также ставший членом Петербургской Академии художеств; Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) - живописец, график и дизайнер, творчество которого стало национальной гордостью Финляндии; Ээро Ярнефель (1863-1937) - крупнейший портретист и бытописатель; Пекка Халонен (1865-1933) - создатель монументальных композиций и мастер лирического пейзажа. Одной из интереснейших финских художниц конца XIX-начала XX века была Хелен Шерфбек (1862-1946).
Крупнейшими представителями символизма в финской живописи стали Магнус Энкель (1873-1925) и Хуго Симберг (1873-1917). В 1930-е годы в Финляндии отмечают признаки сюрреализма. В то же время появились и первые художники-наивисты - Сулхо Сипиля (1895-1949), Вилхо Лампи (1898-1936). Одним из виднейших финских пейзажистов текущего столетия был Аймо Канерва (1909-1992). Из представителей неореализма 1960-70-х годов следует отметить Яакко Сиевянена, Эско Тирронена, Юхани Харри, Киммо Кайванто и Рейдара Сярестениеми.
В 1950-е годы испытала новый подъем финская графика. Среди художников этого жанра особой индивидуальностью выделяются Пентти Каскипуро и Пентти Лумикангас.
Ежегодно Общество художников Финляндии проводит в Хельсинки крупную выставку-смотр современного финского изобразительного искусства; также ежегодно кто-либо из финских художников, достигших наиболее интересных результатов в своем творчестве, объявляется Художником Года.
В 1988 г. возникло новое творческое объединение "Муу", представляющее художников, работающих в области сценического и видеоискусства.
К первопроходцам финского скульптурного творчества относятся Эрик Кайнберг (1771-1816), черпавший вдохновение в образах "Калевалы", и Карл Энеас Шестранд (1828-1909), художник реалистического направления. Вальтер Рунеберг (1838-1920) был представителем классицизма, к числу его главных работ относятся памятник поэту Й.Л.Рунебергу на бульваре Эспланада и памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки.
Одной из наиболее ярких фигур первой половины ХХ века был скульптор Вилле Валгрен (1885-1940), работавший как в монументальном, так и в миниатюрном жанрах. Самой знаменитой его работой стала скульптура-фонтан "Хавис Аманда" на рыночной площади в Хельсинки.
Большую международную известность приобрел финский скульптор Вяйне Аалтонен (1894-1966), работавший с бронзой, керамикой, мрамором и гранитом. Основными его работами являются памятник Алексису Киви на привокзальной площади в Хельсинки, четыре статуи на мосту Хямеенсилта в Тампере и статуя Пааво Нурми около Олимпийского стадиона в Хельсинки.
Из современных финских скульпторов-женщин выделяются Эйла Хилтунен, создательница знаменитого монумента Я.Сибелиусу носящем его имя парке в Хельсинки, и Лайла Пуллинен, ставшая известной своими работами в бронзе и меди, выполненными методом взрыва.
Особое место занимают мастера деревянной скульптуры Кайн Таппер, Мауно Хартман, Ээва Рююнянен, Хейкки Виролайнен и Алппо Яакола
йоулупукки
Его сани летают. Его олени разговаривают, его мешок всегда полон подарков. Его знают во всем мире и в каждой стране называют по-своему: Пер Ноэль, Юлбокк, Фаттер Кристмасс, Дед Мороз... Но на своей родине, в Финляндии, он больше известен как Йоулупукки. В переводе имя звучит не слишком симпатично - Рождественский козел. Столь странное прозвище финский Санта-Клаус получил благодаря деревенским жителям, которые в Рождественскую ночь надевали козлиную шубу и разносили по домам подарки. Говорят, что именно эти самозванцы спугнули Санту.
кинематография в Финляндии
За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.
литература Финляндии
Своими корнями литература Финляндии до сих пор черпает жизненные силы, с одной стороны, в глубокой древности, в источниках устной финской народной традиции и анонимной поэзии, в мире ”Калевалы”, а с другой – через шведскую культуру в европейской традиции, еще на протяжении длительного времени после отделения Финляндии вследствие шведско-российской войны и превращения в 1809 году в великое княжество России. С помощью этих связей, 150 с лишним лет назад, независимая финляндская литература стала искать свое место в европейской культуре.
финская кухня
Финские национальные блюда редко когда готовят в других странах. Финны никогда не отличались богатством, а за урожай всегда были вынуждены бороться. Их выручали рыбные богатства прибрежных морских вод и внутренних озер. Поэтому приготовление блюд из рыбы стало в Финляндии традиционным.
финская музыка
Сила финской музыкальной жизни в ее самобытности. В отличие от соседних Швеции и Норвегии, в Финляндии не было королевского двора, поддержавшего музыкальную жизнь и финансировавшего, в частности, до рогостоящие оперные представления. Поэтому финская музыка уходит глубоко корнями в уникальную народную традицию. Без преувеличения можно сказать, что национальный эпос “Калевала” (1835) является основой финской культуры – в том числе и музыкальной.
финские танцы
В Финляндии танец всегда был межнациональной формой искусства, с тесными связями с соседними крупными городами, такими как Стокгольм и Санкт-Петербург. Влияние Санкт-Петербурга на развитие балета в Финляндии бесспорно, а Стокгольм стал в течение нашего столетия вторым домом для многих финских танцоров.