культура России
Культура – это эволюционное развитие, но не переворот или революция. Этот факт, по мнению автора реплики, должен стать методологическим ориентиром для изучения культурных реалий. В данной связи особую важность представляет переосмысление одномерных подходов и примитивных оценок ряда узловых проблем истории российской культуры. Во-первых, непредвзятого выявления уровня культурного развития дореволюционной России (была и она столь отсталой в этом плане, или же речь идет о специально культивируемом негативном мифе). Во-вторых, определения соотношения общечеловеческих и классовых ценностей в культурном контексте послеоктябрьского периода. В-третьих, уточнения понятия «культурная революция» в СССР, которая, ликвидировав остатки неграмотности в стране, ни коим образом не произвела качественного преобразования ее культуры.
На большом материале социологических опросов, проведенных Институтом комплексных социальных исследований РАН и социологами Московского энергетического института продемонстрировано двойственное отношение российского населения к Западу. С одной стороны, значительная его часть находит сходство культуры России с культурами стран Западной Европы. 40% населения считают Россию частью Европы. С другой стороны, интересы населения в основном ориентированы на отечественную культуру, знакомство с европейской культурой осуществляется в основном при помощи кино и телевидения. Несколько выделяются на этом фоне состоятельные группы населения, интеллигенция, молодежь и население крупных городов. Характеризуются «осведомленные», «интересующиеся» и « отстраненные» группы населения. На фоне падения симпатий к США отмечается сохранение симпатий к Европе. Но семантические поля понятий «Западная Европа» и «Россия» практически не пересекаются, разделяются Европа как социокультурный регион и как политическая целостность (Европейский союз). В Москве и Санкт-Петербурге «Россия» чаще ассоциируется с такими понятиями, как «интеллект», «энергия», «честность», «сила», «гармония» на фоне нарастания негативных коннотаций понятия «Западная Европа». Последней чаще приписывались «моральный упадок», «лицемерие», «кризис», «угасание».
культура России
Во-первых, постановка вопроса о культурной отсталости России исторически некорректна, ибо
оперирование такими весьма общими оценками, как «выше» или «ниже» — по сравнению с
западноевропейскими государствами — был культурный уровень страны, не проясняет истину и носит
относительный характер
культура России 18 века
Менталитет дворянской культуры XVIII века
Т.А. КОВАЛЕНКО
Несмотря на целый ряд появившихся в последнее время серьезных исследований
русской культуры XVIII века [1-3], дворянская культура по-прежнему остается мало-
изученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Культурологиче-
ский подход, сложившийся в XX веке, позволяет расширить границы исследования
дворянской культуры и выявить, как формировалось мировоззрение сословия, которое
на протяжении почти двух веков играло роль культурного гегемона для всего русского
общества.
политическая культура современной России
духовный климат характеризуется отсутствием ориентиров,
и с силой проявляются старые противоречия: должна ли Россия искать путь из
кризиса в тесном сотрудничестве с Европой или, может быть, наоборот, общество
требует, чтобы Россия развивала свою самобытность и собственный духовный и
политический космос, дистанцируясь от Запада?
Многое говорит в пользу того, что Россия откажется от такого «выбора» и не
решится ни на одно, ни на другое.
Россия-Запад диалог культур
С перестроечных времен у нас вошла в моду неоконченная, кажется, и по сей
день дискуссия о расхождении слова и дела, помысла и поступка. Она ведется
преимущественно с нравственных позиций, и почему-то мало кто задумывается
над историко-культурными истоками феномена «двоемыслия» в нашем Отечест-
ве.
современная культура России
Социоструктурные и административные системы России сегодня рушатся, вместе с ними гибнут складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, складываются особые идеологические элиты, старые общественно - культурные идентификации уступают место совершенно новым. На первый взгляд все это производит впечатление полного хаоса и распада. Однако при более внимательном наблюдении в этом кажущемся безумии усматривается своя логика. В дальнейшем мы попытаемся раскрыть эту логику, понимаемую как движение от моностилистической к полистилистической культуре, выявить некоторые важные его механизмы, а также возможные результаты и последствия для социума. Закономерности такого перехода, хотя и прослеживаются здесь на отечественном материале, имеют, с нашей точки зрения, универсальный характер и обнаруживают себя в культурной истории любого общества.
субкультура в современной России
женщина с репутацией интеллектуала — Г. Старовойтова
посетила Гуверовский институт в Вашингтоне. На вопрос, с чем, по ее
мнению, должен идентифицировать себя сегодня русский народ в
позитивном плане, она ответила, повергнув в изумление американских пок-
лонников ее ума: «С русским языком и литературой».