культура Румынии
Литература:
Обрядовые песни и особый жанр лирической песни - дойна, гайдуцкие или древние песни, баллады, припевки, которыми часто сопровождаются танцы, сказки волшебные, бытовые, сказки про зверей, народные анекдоты, пословицы и поговорки, - всё это долгое время являлось единственной формой национальной литературы и средством совершенствования национального языка, на который значительное влияние оказали славяне: от них была воспринята православная религия. Старославянский язык, как язык официальной церкви, принёс с собой и алфавит (кириллица).
Самый ранний памятник письменности - письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В начале 16 в. появилось и первое произведение светского содержания - дидактическая книга "Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию". В том же веке сделаны и первые переводы церковных книг на румынский язык ("Псалтырь Шкейяну", "Воронецкая псалтырь", "Палея из Орэштия", 1582, и др.), чему способствовала переводческая и типографская деятельность дьякона Кореси, молдавских митрополитов Варлаама (около 1590 - 1657) и Досифея (Дософтея) (1624-93), боярина Удриште Нэстурела (около 1596 - 1657). Значительную роль в становлении языка, а впоследствии и литературы - как источники тем и даже стилистических образцов - сыграли летописи и хроники молдаван Григоре Уреке (1590-1647), Мирона Костина (1633-91), Йона Некулче (1672-1745), Константина Кантакузино (около 1650 - 1716) и др.
Крупнейшим представителем гуманизма был молдавский господарь Д. Кантемир (1673-1723). Большую просветительскую деятельность развивала так называемая трансильванская (ардялская) школа (С. Мику-Клейн, 1745-1806, Г. Шинкай, 1754-1816, П. Майор, около 1761 - 1821).
Архитектура:
К эпохе неолита относятся выразительные статуэтки из глины (так называемый Мыслитель из Чернаводы, культура Хаманджия, 3-е тыс. до н. э.), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центральной и Восточной Европы (культуры Боян, Кукутени и др.).
Сохранились памятники искусства фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия; Истрия; Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисленные произведения греко-римской и римской скульптуры (в том числе так называемый "Трофей Траяна" из Адамклисси). От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э.), древних славян, поселившихся в 6-7 вв. (предметы из Войнештского клада, конец 12 - начало 13 вв.).
Музыка:
Истоки музыкальной культуры Румынии - в её самобытном народном музыкальном творчестве, обладающем специфическим ладово-мелодическим строем и ритмикой. Для румынского фольклора типичны разнообразные лады - от простейших 3-5-ступенных до сложных многоступенных систем.
Песни одноголосные, встречаются элементы гетерофонии. Фольклор представлен обрядовыми, колыбельными, пастушьими, шуточными, лирическими песнями, эпическими балладами, плачами и др. Один из наиболее сложных и самобытных жанров - лирическая дойна. Значительное место занимают песни социального протеста (от гайдуцких и батрацких до пролетарских), а также антифашистские.
Разнообразны народные инструментальные наигрыши, часто импровизационного склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой.
Многочисленны танцевальные жанры, чаще это коллективные пляски - хора, сырба, брыу, инвертита, хацэгана и др.; издавна в народном быту распространены празднества с песнями и плясками (жок). Среди музыкальных инструментов: духовые - флуер (свирель), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (рог) и струнные - кобза, цимбалы, цитра, скрипка, позднее - виолончель, контрабас.
Важнейшая роль в формировании и распространении национального фольклора принадлежит народным музыкантам-профессионалам - лэутарам, которые обычно выступали в составе небольших ансамблей - тарафов.